Асфальт, а точнее асфальтобетон, делают из смеси горячего нефтяного битума и твердого каменного наполнителя, в качестве которого могут быть гравий, щебень, отсев, песок и другие минеральные материалы. Для улучшения некоторых технико-эксплуатационных характеристик в асфальтобетонные смеси добавляют специальные присадки, повышающие его стойкость к высокой температуре, влаге и морозам, снижающие текучесть дорожного полотна и т.п.
Базовый состав асфальтобетона
- Вяжущие компоненты. Классическая технология производства асфальта основана на использовании нефтяного битума, который разогревают до полужидкого состояния.
- Твердый наполнитель. Этот компонент разделяют на два подвида: мелкий и крупный. Такие мелкозернистые материалы как щебеночный отсев и карьерный песок повышают плотность и термостойкость готового асфальта, снижая пористость дорожного асфальтобетонного покрытия. Крупный наполнитель (щебень, гравий и т.п.) с размером камней до 40 мм используют в качестве прочностной основы для повышения несущей способности асфальтобетона и сопротивления повышенным нагрузкам на дорожное полотно.
- Минеральные порошки. Этот компонент добавляют в асфальт, чтобы скорректировать его вязкость.
Разновидности асфальта в зависимости от его состава
Одни из основных критериев классификации асфальтобетона – фракция (размер зерна) твердого наполнителя.
- Крупнозернистые асфальтобетонные смеси с величиной камней щебня до 40 мм. Такой асфальтобетон предназначен для нижних несущих слоев автодорожного покрытия.
- Мелкозернистые на основе щебня с фракционным составом до 15 мм. Это асфальт используют для финишного покрытия дорог поверх крупнозернистого асфальтобетона или как промежуточную прослойку в трехслойном дорожном «пироге».
- Песчаный асфальт изготавливают на основе карьерного песка (речной для этого не подходит) или щебенчатого отсева величиной зерна до 5 мм. Это однородная плотная асфальтобетонная смесь, которая предназначена для финишного асфальтирования дорог и тротуаров при трехслойной технологии.
Кроме классического асфальтобетона на основе битума и твердого наполнителя существуют и некоторые его модификации. Щебеночно-мастичный асфальт улучшен волокнистыми компонентами и стабилизирующими присадками, что увеличивает его прочность. Полимерные асфальтобетонные смеси включают в себя некоторые полимеры, в т.ч. и пластификаторы, продлевающие срок службы дорожного покрытия.