Процесс асфальтирования автомобильных дорог регламентирован требованиями соответствующего ГОСТа и строительными нормами СНиП. Укладка асфальтобетонного покрытия состоит из четырех основных этапов:
- подготовка строительной площадки с разметкой и планированием грунта;
- отсыпка основания под асфальтобетонное покрытие;
- укладка асфальтобетона;
- трамбовка катками или ручными трамбовщиками при малых масштабах работ.
Соблюдение технологии асфальтирования на каждом из его этапов – гарантия соответствия нормативным показателям прочности, стабильности геометрии и эксплуатационного срока асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог, придомовых территорий и пешеходных зон.
Этап 1 – подготовительный
Подготовка к дорожно-строительным работам с асфальтированием дорог начинается с этапа инженерных изысканий, в которые входят анализ геологии, рельефа, климата и других природных факторов территории, через которую планируется проложить асфальтированную автомобильную трассу или второстепенную автодорогу. После этого начинается составление проекта и сметного расчета.
В процессе непосредственной подготовки участка к дорожно-строительным работам проводят разметку будущей дороги или подлежащей асфальтированию территорий. Далее следуют земляные работы, включающие в себя разравнивание грунта, в т.ч. и снятие его с последующим вывозом. Разровненный участок должен быть освобожден от зеленых насаждений не только на самом месте будущего асфальтирования, но и по краям дороги, чтобы корни деревьев не повредили асфальтобетонное покрытие. Грунт трамбуют специальными грунтовыми катками.
Этап 2 – укладка основания
После проведения подготовительных земляных работ участок отсыпают щебнем, фракционный размер которого зависит от назначения и проектируемой загруженности автодороги. Обычно для автомагистралей и трасс средней интенсивности движения для этого этапа асфальтирования используют щебень фракции 40-60 мм. Толщина слоя также зависит от назначения и загруженности автомобильной дороги.
Для трасс с высокой интенсивностью движения автотранспорта используют комбинированную технологию сооружения жесткой основы. Для этого используют крупнофракционный щебень, песок и железобетонные дорожные плиты.
Для улучшения адгезии асфальтобетона с фундаментной подложкой на этом этапе асфальтирования основание проливают битумной эмульсией. Благодаря этому асфальт крепко сцепляется со щебнем или железобетонными плитами, что предотвращает его отслоение и пластическую деформацию.
Этап 3 – укладка асфальтобетона
Асфальтирование автомобильных дорог проводят по многослойной технологии. Для трасс средней загруженности асфальт укладывают в два слоя толщиной по 30-40 мм каждый. Для более загруженных магистралей асфальтирование проводят в три или даже четыре слоя, между которыми производят обязательное промазывание битумной эмульсией для улучшения адгезии и предотвращения расслоения.
На этом этапе асфальтирования задействую асфальтоукладчики, которые укладывают асфальт ровно и строго заданной толщины. Такую технику рационально использовать при масштабных дорожно-строительных работах. При малых масштабах асфальтирования или при проведении ремонта дорог укладку асфальта производят ручным способом.
Этап 4 – укатка
На завершающем этапе асфальтирования проводят уплотнение асфальтобетонного покрытия с помощью катков. При малых объемах дорожно-ремонтных работ асфальт трамбуют виброплитой, виброногой или ручной трамбовкой.
После этого горячий асфальтобетон должен застыть в течение 24-48 часов.